Семинар "Университетские издания: проблемы и решения"

Занятия семинара были плотно насыщены информацией. Для конкурсантов они одновременно выполняли роль «работы над ошибками». Доклады сопровождалось электронными презентациями и брошюрой с раздаточным материалом. Презентации содержали основные тезисы, распечатка – образцы документов, нормативные акты, алгоритмы. Собственно выступления лекторов комментировали нюансы и вносили исправления в те места, которые успели устареть.

Доклад председателя жюри, генерального директора издательства «Омега Л», зав. кафедрой издательского дела и редактирования МГУП доцента Елены Петровны Шеметовой «Экспертиза через механизм грифования» содержал подробное объяснение, кто и что должен сделать, чтобы получить рецензию на учебное издание, как рассчитать ее стоимость, какие преимущества автору, вузу и издательству дает гриф (сведения о результатах рецензирования, размещаемые на титульном листе).

Темой сообщения того же докладчика «Структурное наполнение учебных изданий и превращение их в интерактивные пособия» была связь между дидактическими функциями учебной книги и ее построением. Через диалог лектора со слушателями красной нитью проходила основная идея: редактор отвечает не только за орфографию и пунктуацию. Структура книги, связность изложения, комментарии, аппарат ориентировки (оглавление, указатели, колонтитулы), методический аппарат (упражнения, задания, вопросы) – все это тоже сфера его ответственности.

Два доклада освещали юридические проблемы: «Правовые основы лицензионно-договорной работы в вузе» (директор департамента агрегации научно-образовательного контента группы компаний «Контекстум» Ирина Сергеевна Сковородина) и «Особенности авторского права в электронном книгоиздании» (правовед, заместитель председателя правления Союза переводчиков России Анна Алексеевна Лукьянова). Отдельные семинары по издательской деятельности для юристов сейчас почти не проводятся. Встреча в «Лиманчике» могла бы отчасти компенсировать это, но, к сожалению, среди аудитории не было вузовских юристов.

И. С. Сковородина еще раз напомнила, что учебники и монографии, написанные преподавателем вуза, – это служебные произведения, созданные в порядке выполнения обязанностей, исключительное право на использование таких произведений в любой форме принадлежит работодателю. Доклад осветил все тонкости правовых отношений между автором и вузом: способы освещения служебных произведений в трудовом договоре со штатным автором, формы соглашений для внештатных авторов (исключительная и неисключительная лицензия; разновидности договоров с одним автором, соавторами, представителем авторского коллектива), различие между раздельным и нераздельным соавторством, порядок вознаграждения.

А. А. Лукьянова начала с основ: состав личных неимущественных авторских прав, порядок доказательства авторства, исключительные права, срок их охраны, случаи, когда разрешается использовать произведение без согласия правообладателя и без вознаграждения. Право в цифровой сфере формируется по аналогии с более ранними законами: программа для ЭВМ рассматривается как литературное произведение, создание базы данных – как составительская работа, запись произведения на электронный носитель считается воспроизведением, размещение в интернете – распространением. Но законы, регулирующие эту сравнительно новую область, пока еще несовершенны. Так, авторским правом охраняется только текст на диске, на не на компьютере и не в интернете. Законы о блокировке сайтов, разместивших нелегальный контент, по ряду причин оказываются практически неприменимы.

Специалист по обучению подписчиков Thomson Reuters Сергей Парамонов предложил вниманию слушателей доклад «Политика отбора журналов в Thomson Reuters: рекомендации для редакторов». Выступление было направлено против современных спекуляций на индексах, когда попадание в них трактуют только как «знак качества» и забывают, что в разных науках – разная динамика цитирования. Первоначальное назначение баз данных по цитированию иное: прослеживать историю развития идей и помогать ученым в поисках коллег, пишущих по сходной тематике. Сообщалось, что компания индексирует также материалы конференций и монографии.

Директор Института открытого образования МГУП, профессор Дмитрий Иванович Попов сделал три доклада, два из которых были тесно связаны с предыдущим. Тема первого была заявлена следующим образом: «Публикационная активность в основных областях научного знания». Кризис публикационной активности в России, о котором здесь рассказывалось, точнее было бы назвать кризисом попадания статей российских авторов в международные индексы цитирования. Публикации происходят, но мировая общественность их не замечает.

В докладе «Мировые индексы научного цитирования» были даны определения таким понятиям, как индекс цитирования, индекс Хирша, коэффициенты самоцитируемости и самоцитирования, различные варианты импакт-фактора; раскрыты достоинства и недостатки каждого параметра как показателя качества статей. База данных Web of Science – продукт Thomson Reuters – была сопоставлена с системой Scopus, РИНЦ и др. Развивая идеи, высказанные предыдущим докладчиком, Д. И. Попов предлагал издателям средства повысить цитируемость журналов: перевод всех материалов на английский язык; создание электронного представительства журнала в интернете (это не только оцифровка имеющихся статей, но и удобное средство передачи новой статьи в редакцию); индивидуальное внимание к каждому автору, привлечение известных деятелей науки к публикациям в журнале и к соавторству с молодыми учеными.

Третий доклад – «Подготовка электронно-учебных изданий в современном вузе» – давал представление о классификации электронных образовательных ресурсов, о требованиях к их структуре, интерактивности, навигации, внешнему виду экрана.

Завершился семинар вручением участникам сертификатов о повышении квалификации. Лекторы взяли у каждого из них адрес электронной почты, чтобы рассылать дополнительные материалы по теме докладов, а организаторы – представители ЮФУ попросили заполнить анкеты: высказать мнение о состоявшемся семинаре и пожелания – к следующему.

Подводя итоги конкурса, жюри вручило грамоты руководству издательства ЮФУ: вуз был награжден как ведущий книгоиздатель региона и как площадка регионального конкурса, персональные грамоты получили директор Издательско-полиграфического комплекса ЮФУ Наталья Григорьевна Антоненко и зав. общим отделом Елена Александровна Щетинина. В благодарственных письмах, подписанных проректором ЮФУ, прозвучало много добрых слов о высоком уровне семинара, активной жизненной позиции, отзывчивости, лекторском таланте и безупречной репутации И.С. Сковородиной, Е. П. Шеметовой, А. А. Лукьяновой и Д. И. Попова.

 

Прикрепленный файлРазмер
Программа семинара.doc44 кб